Предшественники современных гидравлических машин появились в глубокой древности. Освоение плодородных
земель, уровень которых выше уровня воды ближайших водоемов, а также необходимость водообеспечения поселений
потребовал создания различных водоподъемных средств.
Древнейший известный нам механизм - водоподъемное колесо - поднимал 8 м3 воды в час на высоту
3 метра. В 1700 г. до н.э. в Каире для подъема воды из колодца глубиной 90 м использовали так называемый
цепной насос (цепь с прикрепленными ковшами). Архимедов винт стали применять для орошения полей за 1000 лет
до н.э. Наклонно расположенный вал с винтовой нарезкой вращался в полуоткрытом лотке и обеспечивал подъем воды
на высоту до 5 м.
Первым насосом был поршневой. Изобретателем его считают древнегреческого механика Ктезебия (II - I в. до
н.э.). Насос был описан Героном Александрийским в I в. до н.э. в труде "Пневматика".
Постепенно в процессе трудовой деятельности люди накапливали знания о закономерностях движения жидкости и
газов. Это нашло отражение в трудах древнегреческого философа Аристотеля. Некоторые законы гидравлики были
сформулированы величайшим механиком Древней Греции Архимедом.
Отсутствие приводного двигателя тормозило развитие гидравлических машин. Только благодаря разделению труда
и развитию мануфактуры в XVI - XVII вв. были созданы условия для широкого использования водяного колеса, а
затем паровой машины в качестве двигателей.
Впервые идею применения в машинах гидропривода высказал в конце XVII века Блез Паскаль, который указывал на
возможность создания гидравлического пресса. Эта идея Паскаля была реализована в 1859-1861 гг. Хайзвеллом при
разработке конструкции первого гидравлического штамповочного пресса. В дальнейшем гидропривод долгое время
применялся лишь при создании кузнечно-прессового оборудования.
Появление паровых машин в XVIII в. было обусловлено, прежде всего, необходимостью привода насосов для
откачки воды из шахт. Неглубокие выработки к этому времени уже истощились, а основной проблемой было удаление
грунтовых вод из глубоких шахт, которые не позволяли вести добычу полезных ископаемых.
С развитием паровых машин и общим технологическим прогрессом в машиностроении тесно связано
совершенствование конструкций поршневых насосов, появление и совершенствование гидравлических двигателей.
Далее широкое применение двигателей внутреннего сгорания и электропривода в конце XIX - начале XX вв.
послужило сильнейшим толчком в развитии гидравлических приводов.
В настоящее время во всем мире практически невозможно назвать такую отрасль промышленности или сельского
хозяйства, в которых не применялся бы гидропривод. А возросшие в последние годы темпы создания и освоения
серийного производства новых машин с гидравлическим приводом являются наглядным подтверждением научно-
технического прогресса.
Использование гидроприводов в строительных и дорожных машинах способствует значительному повышению уровня
механизации в этих отраслях. Гидравлические устройства устанавливаются в системах управления на экскаваторах,
бульдозерах, подъемниках, погрузчиках, кранах, а также в качестве силовых передач на движитель этих машин.
В результате внедрения современных технологических процессов и совершенствования гидравлического
оборудования и машин с объемным гидроприводом за последние два десятилетия значительно улучшилось качество их
изготовления, повысились продолжительность безотказной работы и технический ресурс.
Перспективным является использование гидравлических и пневматических передач в сочетании с электрическими
для автоматизации технологических процессов во многих отраслях народного хозяйства с целью повышения
производительности и улучшения условий труда.
Наверх страницы