11.5. Исполнительные пневматические устройства
Исполнительными устройствами пневмоприводов называются различные механизмы, обеспечивающие преобразование
избыточного давления воздуха или вакуума в рабочее усилие. Если при этом рабочий орган совершает движение
относительно пневмоустройства, то он называется пневмодвигателем, а если движения нет или оно происходит
совместно с пневмоустройством, то оно называется пневмоприжимом или пневмозахватом.
Пневмодвигатели могут быть, как и гидродвигатели, вращательного или поступательного действия и
называются, соответственно, пневмомоторами и пневмоцилиндрами. Конструктивное исполнение этих
устройств во многом похоже на их гидравлические аналоги. Наибольшее применение получили шестеренные,
пластинчатые и радиально-поршневые пневмомоторы объемного действия. На рис.11.6, а показана схема радиально-
поршневого мотора с передачей крутящего момента на вал через кривошипно-шатунный механизм.
В корпусе 1 симметрично расположены цилиндры 2 с поршнями 3. Усилие от поршней передается на коленчатый вал
5 через шатуны 4, прикрепленные шарнирно к поршням и кривошипу коленчатого вала. Сжатый воздух подводится к
рабочим камерам по каналам 8, которые поочередно сообщаются с впускным Вп и выхлопным Вх каналами
распределительного золотника 6, вращающегося синхронно с валом мотора. Золотник вращается в корпусе
распределительного устройства 7, к которому подведены магистрали впуска и выхлопа воздуха.
Радиально-поршневые пневмомоторы являются относительно тихоходными машинами с частотой вращения вала до
1000…1500 об/мин. Более быстроходны шестеренные и пластинчатые моторы (2000…4000 об/мин), но самыми
быстроходными (до 20000 об/мин и более) могут быть турбинные пневмомоторы, в которых используется кинетическая
энергия потока сжатого воздуха. В частности, такие моторы используются для вращения рабочих колес вентиляторов
на горных предприятиях.
Рис.11.6. Схемы пневмомоторов объемного (а) и динамического (б) действия
На рис.11.6, б показана схема пневмопривода колеса вентилятора, состоящего из ступицы 9 с лопаток 10, к
которым жестко прикреплен вращающийся обод с лопатками пневмомотора 11. Поток сжатого воздуха, вытекающий из
сопла 12 по касательной к изогнутым лопаткам 11, отдает свою энергию и заставляет вращаться колесо вентилятора
с большой скоростью. Описанное устройство можно назвать пневмопреобразователем, преобразующим поток воздуха
высокого давления в поток низкого давления с гораздо большим расходом.
Пневмопривод отличается большим разнообразием оригинальных исполнительных устройств с эластичными элементами
в форме мембран, оболочек, гибких нитей, рукавов и т.н. Они широко используются в зажимных, фиксирующих,
переключающих и тормозных механизмах современных автоматизированных производств. К ним относятся мембранные
и сильфонные пневмоцилиндры с относительно малой величиной рабочего хода штока. Плоская резиновая
мембрана позволяет получить перемещение штока на 0,1...0,5 от ее эффективного диаметра. При выполнении мембраны
в форме гофрированного чулка рабочий ход увеличивается до нескольких диаметров мембраны. Такие пневмоцилиндры
называются сильфонными. Они могут быть с внешним и внутренним подводом воздуха. В первом случае длина
гофрированной трубки под действием давления уменьшается, во втором увеличивается за счет деформации гофров. В
качестве эластичного элемента применяется резина, резинотканевые и синтетические материалы, а также
тонколистовая сталь, бронза, латунь.
Увеличение скорости выполнения операций во многих случаях достигается применением пневмозахватов, схемы
которых показаны на рис.11.7.
Для перемещения листовых изделий используются пневмоприсоски, относящиеся к вакуумным захватам безнасосного
и насосного типа. В захватах безнасосного типа (рис.11.7, а) вакуум в рабочей камере К создается при
деформации самих элементов захвата, выполненных в виде гибкой тарелки, прилегающей своей кромкой к детали и
подвижным поршнем, к которому прикладывается внешнее усилие. Величина вакуума при подъеме детали
пропорциональна ее весу и обычно бывает не более 55 кПа. Для обеспечения лучшего притяжения, особенно для
недостаточно гладкой поверхности детали, применяют захваты насосного типа, у которых воздух из рабочей камеры
отсасывается насосом до глубины вакуума 70…95 кПа.
Часто применяют простые устройства эжекторного типа (рис.11.7, б), в которых кинетическая энергия струи
жидкости, пара или воздуха используется для отсасывания воздуха из рабочей камеры К, находящейся между
присоской П и деталью. Сжатый воздух, поступающий на вход А, проходит с большой скоростью через
сопло Б эжектора и создает пониженное давление в камере В и канале Г, сообщающимся с
рабочей камерой К.
Рис.11.7. Схемы пневмозахватов
Для зажима деталей цилиндрической формы применяют пневмозахваты, выполненные по схемам в и г (рис.11.7). При
подводе воздуха в рабочую камеру К упругий цилиндрический колпачок охватывает шейку вала и создает
усилие, достаточное для его зажима. На схеме г показан двухсторонний пневмозахват, рабочими элементами которого
служат сильфоны с односторонним гофром. При создании избыточного давления внутри сильфона гофрированная сторона
растягивается на большую длину, чем гладкая, что вызывает перемещение незакрепленной (консольной) стороны
трубки в направлении охватываемой детали. Такими устройствами можно фиксировать детали не только круглой формы,
но и с любыми фасонными поверхностями.
В ряде случаев возникает потребность в перемещении рабочих органов на большие расстояния до 10…20 м и более
по прямолинейной или искривленной траектории. Применение обычных штоковых пневмоцилиндров ограничено рабочим
ходом до 2 м. Конструкции бесштоковых пневмоцилиндров, удовлетворяющих этим требованиям, показаны на рис.11.8.
Рис.11.8. Схемы бесштоковых пневмодвигателей
поступательного движения
Отсутствие жесткого штока позволяет практически в два раза уменьшить длину цилиндра в выдвинутом положении.
На схеме а показан длинноходовой пневмоцилиндр с передачей усилия через сильный постоянный магнит. Абсолютно
герметичная гильза цилиндра выполнена из немагнитного материала, а ее внутренняя полость разделяется поршнем на
две камеры, к которым подводится сжатый воздух. В поршне и каретке К, соединенной с рабочим органом,
встроены противоположные полюса магнита S и N, взаимодействие которых обеспечивает передачу
движущего усилия на каретку, скользящую по направляющим на внешней поверхности гильзы. Ход каретки
ограничивается конечными упорами У.
Практически неограниченную длину хода имеют пневмоцилиндры с эластичной гильзой (рис.11.8, б), охватываемой
двумя роликами, соединенными кареткой К. Такие пневмоцилиндры очень эффективны для перемещения штучных
грузов по сложной траектории и в приводах с небольшими рабочими усилиями.
Пневмоцилиндр с гибким штоком показан на схеме рис.11.8, в. В такой конструкции тяговое усилие передается на
каретку К от поршня через гибкий элемент (обычно стальной трос, облицованный эластичной пластмассой),
охватывающий обводной и натяжной ролики, расположенные на крышках цилиндра.
Наверх страницы